ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
Московской области
(утверждено приказом Министерства образования
Московской области от 29 октября № 1837)
1.
Общие
положения
1.1.
Настоящее
«Положение о системе оценки качества образования Московской области» (далее –
Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования
системы оценки качества образования Московской области, ее
организационную и функциональную структуру.
1.2.
Положение
распространяется на органы управления образованием регионального и муниципального
уровней и образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на
территории Московской области и имеющие государственную аккредитацию.
1.3.
Деятельность системы оценки качества образования Московской области строится
в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской
области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4.
Система
оценки качества образования Московской области представляет собой совокупность
организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической
основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности
деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных
программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки
качества образования Московской области.
1.5.
Основными
пользователями результатов системы оценки качества
образования Московской области являются:
-
обучающиеся и их
родители;
-
органы
законодательной и исполнительной власти Московской области;
-
государственные и
муниципальные органы управления образованием;
-
учредители
образовательных учреждений;
-
образовательные и
научные учреждения;
-
работодатели и их
объединения;
-
общественные
организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6.
Диагностические и
оценочные процедуры в рамках системы оценки качества
образования Московской области проводятся с привлечением
профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к
экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются
нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества
образования.
1.7.
В Положении
используются следующие термины:
-
Качество
образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия ресурсного
обеспечения, образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
-
Оценка качества
образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени
соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных
результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2.
Основные
цели, задачи и принципы функционирования системы оценки
качества образования Московской области
2.1.
Целями системы оценки качества образования Московской
области являются:
-
создание единой
системы диагностики и контроля состояния образования в Московской области,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в регионе;
-
получение
объективной информации о состоянии качества образования в Московской области,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
-
повышение уровня
информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений,
связанных с образованием;
-
обеспечение
объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
-
принятие
обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
2.2.
Задачами системы оценки качества образования в Московской области являются:
-
формирование
системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
-
оценка уровня индивидуальных
образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и
отбора для поступления на следующие ступени обучения;
-
оценка состояния
и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальных и
областной образовательных систем;
-
оценка качества
образовательных программ с учетом запросов основных потребителей
образовательных услуг;
-
выявление
факторов, влияющих на качество образования;
-
разработка
учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных
аспектов качества образования;
-
содействие повышению
квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования;
-
содействие подготовке
общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества
образования.
2.3.
В основу системы оценки качества образования Московской
области положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности
информации о качестве образования;
-
реалистичности
требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной
значимости;
-
открытости,
прозрачности процедур оценки качества образования;
-
оптимальности
использования источников первичных данных для определения показателей качества
и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования
и экономической обоснованности);
-
минимизации
системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой
образования;
-
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
-
сопоставимости
системы показателей с федеральными и международными аналогами;
-
доступности
информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
-
соблюдения
морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3.
Организационная
структура системы оценки качества образования Московской
области
3.1.
Организационно-управленческая характеристика системы
оценки качества образования Московской области.
В структуре СОКО МО выделяются следующие элементы:
1)
Министерство
образования Московской области;
2)
ГОУ ВПО МО
«Академия социального управления»;
3)
ГОУ ВДО МО
«Педагогическая академия последипломного образования»;
4)
органы управления
образованием муниципальных районов и городских округов;
5)
образовательные
учреждения, действующие в системе образования Московской области;
6)
общественные
институты (Общественный совет по развитию образования в Московской области,
Ассоциация экспертов в сфере образования
и др.)
3.2.
Функциональная
характеристика системы оценки качества образования Московской
области
3.2.1.
Министерство образования Московской области:
1) осуществляет государственную политику
в сфере образования, обеспечивающую с учетом региональных особенностей Московской
области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации
конституционных прав граждан России на получение образования; государственную
поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на
территории Московской области; удовлетворение
потребности Московской области в квалифицированных кадрах;
2) формирует стратегию развития сферы образования, создает
новые учреждения и открывает новые специальности высшего, среднего и начального
профессионального образования;
3) координирует деятельность организаций системы
образования;
4) разрабатывает и утверждает региональные требования к
содержанию образования, учебным планам и программам;
5) анализирует состояние и тенденции развития системы
образования Московской области; разрабатывает и представляет Правительству
Московской области программы развития образования в Московской области и
организует их выполнение;
6) организует разработку национально-регионального
компонента государственных образовательных стандартов и создает условия для их
реализации;
7) взаимодействует с органами местного самоуправления
муниципальных образований Московской области в сфере образования, защиты прав и
законных интересов детей;
8) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку,
анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере
образования;
9) осуществляет в пределах своей компетенции
лицензирование на ведение образовательной деятельности государственных
образовательных учреждений Московской области, муниципальных и
негосударственных образовательных учреждений в Московской области;
10)в пределах своей компетенции организует и проводит
государственную аккредитацию образовательных учреждений в установленном
законодательством порядке;
11)организует проведение аттестации педагогических и
руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской
области, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений в
Московской области;
12)определяет в установленном порядке перечень профессий
и специальностей, по которым ведется необходимая профессиональная подготовка и
профессиональное образование на территории Московской области.
13)осуществляет научно-методическое обеспечение итоговой
государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по
завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
14)обеспечивает организацию подготовки, переподготовки,
повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных
образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений
в Московской области;
15)организует и проводит областные предметные олимпиады,
смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и
другие мероприятия;
16)организует систему информационного и
научно-методического обеспечения подведомственных государственных
образовательных учреждений Московской области, муниципальных органов управления
образованием Московской области, органов опеки и попечительства, издание учебной
и методической литературы;
17)создает при Министерстве научные, общественные и
другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов
развития образования и научной деятельности;
18)осуществляет надзор и контроль в сфере образования и
исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными
учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных
образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за
деятельностью муниципальных органов управления образованием Московской области.
19)осуществляет нормативное правовое регулирование
процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его
проведения;
20)устанавливает порядок разработки и использования
контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных
образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и
руководящих работников, индивидуальных достижений обучающихся;
21)утверждает комплекс показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования Московской области;
22)утверждает регламенты организации информационных
потоков для пользователей системы оценки качества образования
Московской области по вертикали и по горизонтали;
23)принимает управленческие решения по результатам оценки
качества образования;
24)обеспечивает проведение общественной экспертизы,
гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области
оценки качества образования.
3.2.2.
ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Центр
качества образования:
1)
разрабатывает
методики оценки качества образования;
2)
разрабатывает
систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы
образования Московской области;
3)
проводит
мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам
качества образования;
4)
разрабатывает
методику и организует проведение рейтинговой оценки работы образовательных
учреждений и их систем;
5)
обеспечивает научное,
методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества
образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и
аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и
руководящих кадров, надзорно-контрольная деятельность;
6)
участвует в
разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической
обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в
Московской области;
7)
организует
систему мониторинга качества образования на территории Московской области,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и
динамике развития системы образования в Московской области, анализирует
результаты оценки качества образования;
8)
организует
изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования Московской области;
9)
обеспечивает
информационную поддержку системы оценки качества образования
Московской области;
10) проводит подготовку специалистов органов управления
образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывает мероприятия и готовит предложения,
направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества
образования, участвует в этих мероприятиях;
12) содействует обновлению нормативно-правовой базы
документов Московской области, относящейся к обеспечению качества образования;
13) проводит анализ образовательной и социальной
эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения
по ее оптимизации;
14) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт
построения, функционирования и развития систем оценки качества образования.
15) проводит экспертизу организации, содержания и
результатов аттестации учащихся в учреждениях общего и
дополнительного образования и формирует предложения по их совершенствованию;
16) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания,
функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения
процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации
педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и
социологических исследований.
Центр
развития профессионального образования:
1)
участвует в
разработке методики оценки качества образования в части начального и среднего
профессионального образования;
2)
участвует в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
системы образования Московской области в части начального и среднего
профессионального образования;
3)
участвует в
проведении мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования в части начального и среднего профессионального
образования;
4)
участвует в разработке
методики и организации проведения рейтинговой оценки работы образовательных
учреждений и их систем в части начального и среднего профессионального
образования;
5)
участвует в обеспечении
научного, методического, организационно-технологического сопровождения оценки
качества образования по стандартизированным процедурам в части начального и
среднего профессионального образования, в том числе лицензирование и
аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и
руководящих кадров, надзорно-контрольная деятельность;
6)
участвует в
разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической
обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в
Московской области в части начального и среднего профессионального образования;
7)
участвует в организации
системы мониторинга качества образования на территории Московской области,
анализирует результаты оценки качества образования в части начального и
среднего профессионального образования;
8)
участвует в
обеспечении информационной поддержки системы оценки качества
образования Московской области в части начального и среднего
профессионального образования;
9)
проводит
подготовку специалистов органов управления образованием, работников учреждений
начального и среднего профессионального образования и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывает мероприятия и готовит предложения,
направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества профессионального
образования, участвует в этих мероприятиях;
11) содействует обновлению нормативно-правовой базы
документов Московской области, относящейся к обеспечению качества образования в
части начального, среднего и высшего профессионального образования;
12) организует и координирует проведение маркетинговых
исследований учреждениями начального и среднего профессионального образования;
13) проводит анализ образовательной и социальной
эффективности функционирования сети образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования и разрабатывает предложения по ее
оптимизации;
14) проводит экспертизу учебно-программной документации учреждений
начального и среднего профессионального образования (профессиограмм,
учебных планов, учебных программ);
15) проводит экспертизу организации, содержания и
результатов аттестации учащихся в учреждениях начального
и среднего профессионального образования и формирует предложения по их
совершенствованию;
16) оказывает консалтинговые услуги по вопросам технологии
маркетинговой деятельности, развития содержания образования, профессиографической деятельности, проектирования
учебно-программной документации, аттестации педагогических и руководящих
работников, аттестации учащихся в части начального и среднего профессионального
образования;
Центр стратегических разработок
1)
анализирует ход,
результаты и эффективность выполнения Областной целевой программы развития
образования, представляет по итогам анализа соответствующие отчеты;
2)
разрабатывает
исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения состояния
дел в системе образования и других секторах социальной сферы;
3)
осуществляет сбор
информации о состоянии и тенденциях изменения системы образования, управления ею и их основных подсистем в рамках
практико-ориентированной исследовательской работы по конкретной профильной
тематике;
4)
проводит на
основе информации, полученной в ходе исследований, а также информации,
предоставляемой заказчиками, анализ ситуации для подготовки и принятия
управленческих решений стратегического характера;
5)
готовит
аналитические доклады, справки и записки по ключевым вопросам развития системы
образования и системы управления ею;
6)
анализирует и экспертирует стратегические документы образовательных учреждений
и их систем с предоставлением аргументированных экспертных заключений;
7)
изучает, обобщает
и распространяет лучший опыт по профилю работы Центра, прежде всего – опыт
управления;
8)
оказывает
консалтинговые услуги руководителям и специалистам сферы образования по
актуальным вопросам стратегического управления в образовании, общим вопросам
образовательного менеджмента, ключевым проблемам структуры и содержания
образования и т.д.);
9)
разрабатывает
методические рекомендации по подготовке стратегических документов (программ
развития, программ информатизации и т.д.), по развитию инновационной и
экспериментальной деятельности в области управления; проектной деятельности и
управлению проектами;
10) выполняет функции научно-методического Центра области
по координации содержания обучения управленческих кадров
системы образования в области
стратегического, программно-целевого, проектного управления,
государственно-общественного управления в системе образования, экономики и
финансов образования;
11) организует и проводит повышение квалификации
руководителей образовательных учреждений и их систем в области стратегического, программно-целевого, проектного
управления, государственно-общественного управления в системе образования,
экономики и финансов образования;
12) содействует становлению, развитию и организационному
оформлению в Московской области сообщества специалистов в области управления,
анализа, экспертизы, консультирования;
13) содействует созданию,
развитию, обучению и сопровождению
муниципальных стратегических команд развития образования;
14) разрабатывает и внедряет в практику региональную
модель сопровождения интеллектуально одаренных детей;
15) содействует разработке и реализации муниципальных
моделей и программ работы с одаренными детьми.
Региональный
центр обработки информации:
1)
обеспечивает
информационную поддержку работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК)
Московской области, органов управления образованием, образовательных учреждений
в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ;
2)
обеспечивает
информационное взаимодействие ГЭК Московской области с федеральными
организациями, ответственными за проведение ЕГЭ.
3)
обеспечивает
организационно-технологического сопровождения проведения ЕГЭ на территории
Московской области;
4)
создает и ведет
региональные базы данных образовательных учреждений;
5)
создает и ведет
базы данных участников ЕГЭ;
6)
организует обработку
бланков ЕГЭ;
7)
создает и ведет
базы данных результатов ЕГЭ по Московской области;
8)
готовит
аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого
государственного экзамена в Московской
области;
9)
получает, хранит
и комплектует по пунктам проведения ЕГЭ КИМы для
проведения ЕГЭ по заявленным предметам;
10) обеспечивает информационную
безопасности проведения ЕГЭ.
3.2.3.
ГОУ ВДО МО «Педагогическая академия последипломного
образования»;
1)
осуществляет повышение
квалификации и переподготовку педагогических кадров;
2)
разрабатывает учебники,
учебные и учебно-методические пособия по общеобразовательным дисциплинам;
3)
принимает участие
в организации и проведении конкурсов «Педагог года Подмосковья», «Лучшая школа
Подмосковья»;
4)
организует и проводит областной этап Всероссийской олимпиады школьников
по литературе, праву, экономике, основам предпринимательской деятельности и
потребительских знаний;
5)
принимает участие
в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических и руководящих
работников;
6)
осуществляет
экспертизу образовательных программ;
7)
содействует обеспечению
эффективной диссеминации инновационного опыта учителей и школ-победителей
национального проекта «Образование» в Московской области.
3.2.4.
Органы управления образованием муниципальных районов и
городских округов:
1) разрабатывают и реализуют программы развития
образовательной системы муниципального образования, включая развитие
муниципальной системы оценки качества образования;
2) участвуют в разработке методики оценки качества
образования;
3) участвуют в разработке системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования
и системы образования Московской области;
4) обеспечивают проведение в муниципальном образовании
мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам
качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных
образовательных учреждениях;
5) участвуют в разработке методики и организуют
проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
6) организуют систему мониторинга качества образования на
территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и
представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы
образования, анализируют результаты оценки качества образования на
муниципальном уровне;
7) организуют изучение информационных запросов
основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
8) определяют способы организации информационных потоков
для пользователей системы оценки качества образования
Московской области на муниципальном уровне;
9) обеспечивают информационную поддержку муниципальной
системы оценки качества образования;
10)содействуют проведению подготовки специалистов органов
управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11)разрабатывают мероприятия и готовят предложения,
направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества
образования, участвуют в этих мероприятиях;
12)формируют муниципальную нормативно-правовую базу
документов, относящихся к обеспечению качества образования;
13)проводят анализ образовательной и социальной
эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывают
предложения по ее оптимизации;
14)изучают, обобщают и распространяют передовой опыт
построения, функционирования и развития муниципальной системы оценки качества
образования.
15)проводят экспертизу организации, содержания и
результатов аттестации учащихся в муниципальных
образовательных учреждениях и формируют предложения по их совершенствованию;
16)осуществляют ресурсную поддержку функционирования
муниципальной системы оценки качества образования;
17)принимают управленческие решения по результатам оценки
качества образования на муниципальном уровне.
3.2.5.
Образовательные учреждения:
1) разрабатывают и реализуют программы развития
образовательного учреждения, включая развитие системы оценки
качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке методики оценки качества
образования;
3) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной
системы образования и системы образования Московской области;
4) обеспечивают проведение в образовательном учреждении
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение
рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в
образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и
представление информации о состоянии и динамике развития образовательного
учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне
образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов
основных пользователей системы оценки качества образования образовательного
учреждения;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве
образования на муниципальный и региональный уровни системы
оценки качества образования Московской области;
9) обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
10)содействуют проведению подготовки работников
образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
11)разрабатывают мероприятия и готовят предложения,
направленные на совершенствование системы оценки качества образования
образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
12)формируют нормативную базу документов, относящихся к
обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
13)изучают, обобщают и распространяют передовой опыт
построения, функционирования и развития системы оценки
качества образования образовательного учреждения;
14)проводят экспертизу организации, содержания и
результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют
предложения по их совершенствованию;
15)принимают управленческие решения по результатам оценки
качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2.6.
Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений
развития системы образования в Московской области;
2) содействуют реализации принципа и механизмов
межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы
образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия
в управлении образованием в Московской области;
4) готовят предложения по формированию приоритетных
направлений стратегии развития системы образования в
Московской области;
5) осуществляют общественный контроль
за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в
Московской области в формах общественного наблюдения, общественной
экспертизы;
6) инициируют и участвует в организации конкурсов образовательных
программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства,
образовательных технологий, студенческих научных работ по общему образованию;
7) принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования
Московской области;
8) принимают участие в обсуждении системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения,
муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
9) принимают участие в оценке качества образования по
стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации
образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников,
экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта
«Образование»;
10)принимают участие в обсуждении результатов оценки
качества образования в рамках системы оценки качества
образования Московской области.